Начальная история немецких пивных кружек (около 1500 года)
Примерно с 1340 по 1380 год бубонная чума (Черная смерть) унесла жизни более 25 миллионов европейцев. Каким бы ужасным ни было это историческое событие, оно принесло огромный прогресс цивилизации. В этом контексте оно также способствовало созданию пивной кружки. Эти сведения не имеют подтверждения в письменных источниках и носят скорее легендарный характер.
Как появилась крышка
Изначально эта деталь появилась исключительно как санитарная мера. Летом конца XV века полчища мелких мух часто вторгались в Центральную Европу. В то время в нескольких княжествах на территории современной Германии были приняты законы, согласно которым вся еда и напитки должны были быть закрыты, чтобы защитить потребителей от этих грязных насекомых. Каждая чашка должна была быть закрыта, и это достигалось путем прикрепления крышки. Эта деталь вскоре появилась на всех немецких пивных кружках, причём в этом случае она имела рычажок для большого пальца, что позволяло управлять ей одной рукой.
Этот закон о сосудах для питья и несколько других законов о здравоохранении были приняты, чтобы предотвратить возвращение Черной смерти. Во времена господства Римской империи, около 1300 года, гигиена неуклонно снижалась. В годы «черной смерти» стало ясно, что 95 % смертей происходят от грязной среды и только 5 % - от чистой. Следовательно, чума была связана с антисанитарией.
Как повысилось качество пива
Закон о сосудах для питья был лишь одним из целого ряда санитарных правил, принятых в Германии после чумы: свинарники не должны были располагаться рядом с дорогами, старое или испорченное мясо должно было быть помечено как таковое, а пиво можно было варить только из хмеля, зерна, дрожжей и воды.
Строгое соблюдение правил, касающихся качества и транспортировки хмельного напитка во многих немецких провинциях, привело к значительному улучшению его вкусовых свойств, а также повлияло на производство пивных кружек. Согласно многочисленным записям, среднее потребление этого напитка возросло примерно до двух литров в день. Многочисленные пабы, ратушные погреба и таверны появились около 1500 г. У каждого немца должен был быть свой личный сосуд для питья.
Местное пиво во многих других частях Европы все еще делали с гнилым хлебом, капустой и яйцами. Вскоре другие сорта чистого пива из Бремена, Гамбурга и других северных городов Германии стали знаменитыми и экспортировались по всей Северной Европе и даже в Ост-Индию и Иерусалим. Это вызвало потребность в недорогих, но прочных и больших емкостях - начался поиск подходящих материалов.
Как пивные кружки стали красивыми
До XV века состоятельные немцы использовали оловянные стаканы в качестве личных сосудов для пива. У некоторых богачей они были даже из серебра. Однако эти металлические емкости, как и стеклянные, были слишком дороги для общего использования. Иногда использовались деревянные чаши, но пористый фаянс был самым распространенным материалом для изготовления пивных кубков, кувшинов и более крупных емкостей. Однако дерево и фаянс легко ломались и бились, что, возможно, было благом, поскольку эти материалы впитывали пиво и оставляли неприятный привкус после частого использования.
В попытке улучшить глиняные пивные кружки проводились различные эксперименты. Была предпринята попытка поднять температуру обжига глины выше обычного уровня в 500 C. Однако более высокая температура достигалась только за счет большего количества древесины в печи, поэтому требовались новые конструкции печей. Одним из таких изобретений, позволяющих достичь температуры до 1200 C, стала многоэтажная печь. При таких экстремальных температурах глина стекленела или даже частично плавилась, превращаясь в твердый, похожий на камень материал, отсюда и название «фаянс».
Художники эпохи Возрождения предложили множество вариантов накладных и резных украшений для пивных кружек; цветные глазури прекрасно дополняли эти рисунки. Прозрачная соляная глазурь была изобретена около 1400 года, в это же время появилась синяя глазурь из оксида кобальта. Шоколадная соляная глазурь была изобретена в 1600-х годах, а пурпурная глазурь из оксида марганца - около 1650 года.
Вскоре керамику стали украшать щитами, историческими аллегориями и библейскими сценами. Употребление пива теперь стало еще и удовольствием для глаз.
Поначалу в Делфте производили лишь несколько видов стеклянных бутылок для северного пива. Но вскоре из прекрасной кельнской глины стали делать большие фаянсовые кувшины. Судоходство оживилось, а экспорт пива и производство аксессуаров пережили бум. В результате появились очень богатые купцы. Сформировался новый рынок, и на него отреагировали камнерезы. Появились также оловянные, серебряные и стеклянные пивные кружки.
Из Китая, привозили роскошную фарфоровую посуду эпохи Мин. Эта связь была прервана восстаниями в Китае в середине 1600-х годов. В Европе никто не умел делать фарфор, но несколько немецких гончаров быстро нашли замену фарфору — фаянс.
Фаянсовая посуда с белой глазурью из оксида олова, напоминала фарфор. Местный фаянс был не таким прочным, как китайский фарфор, но он стоил гораздо дешевле.
Чистый немецкий оксид кобальта был светло-голубого цвета и обеспечивал четкие линии. К тому времени, когда поставки китайского фарфора были восстановлены, фаянс местного производства уже прочно обосновался на рынке пивных кружек.
Leave a comment